Авиационная промышленность России

09 августа 2024 г.
rg.ru

Российская авиационная промышленность имеет стратегическое значение в экономической и международной безопасности страны, находится на пороге новой эры своего развития. Инновационная и наукоемкая отрасль самолетостроения тесно связана с производством черных, цветных металлов и металлообработкой, энергетикой, электроникой, радиотехникой, топливной, химической и другими отраслями промышленности.

Содержание

Предприятия авиапромышленности реализуют ряд проектов для военного и гражданского секторов. Бывший заместитель Министра транспорта Ю. Слюсарь отметил, что отрасль выполняет функцию «мультипликативного паровоза», который везет за собой другие отрасли и повышает ВВП страны, а президент России В.В. Путин назвал авиастроение важнейшим направлением, способным поднять конкурентоспособность отечественной экономики, и оценил ее в 1 трлн рублей. Но планы развития авиационной отрасли были вынуждены претерпеть глобальные изменения.

Влияние санкций и большие проблемы отрасли

Санкции блока НАТО и ЕС, введенные против России, негативно отразились на всю отрасль отечественной авиации. Большинство туристов стали опасаться вылетать за пределы России из-за малой вероятности благополучно вернуться, так как 27 стран закрыли свое воздушное пространство для российских авиакомпаний, иностранные участники договора лизинга требовали вернуть свои самолеты. В 2022 г. было арестовано 77 самолетов.

В связи с закрытием неба в аэропортах резко снизился пассажиропоток, что привело к отсутствию прибыли, авиаперевозчики были вынуждены сокращать парк воздушных лайнеров. Но самый большой удар отрасль получила от прекращения поставок систем и комплектующих для сборки самолетов. Был наложен запрет на покупку самолетов, двигателей и запчастей у официальных поставщиков.

Возникли и другие трудности:

  • Нарушился технический оборот документов. Большое количество российских самолетов были попросту изъяты за рубежом, остальные были национализированы и переведены в другие реестры после замены бортовых номеров.
  • Работа российских авиакомпаний была адаптирована под авиалайнеры Boeing и Airbus, но западные страны остановили поставки как самих моделей, так и запчастей к ним.
  • Аэронавигационное обслуживание, программное обеспечение и предоставление информационных услуг для России предлагали компании Lido Flight Planning и Jeppesen, с прекращением их деятельности возникли большие сложности.

Отрасль удалось удержать на плаву благодаря параллельному импорту – поставками через посреднические компании и третьи страны. Но эти обстоятельства усложнили формирование новых цепочек поставок, увеличилось время получения необходимого оборудования, что повлияло на авиаперевозки и повышение стоимости билетов на авиарейсы. Из-за недостатка запчастей авиакомпании были вынуждены законсервировать часть воздушных судов на неопределенный срок.

Но все усилия Запада, направленные на нанесение ущерба российской авиационной промышленности, дали обратный эффект и стали толчком для ее самостоятельного развития.

Правительством РФ были приняты не имеющие примера в прошлом беспрецедентные меры по исправлению катастрофической ситуации и принято решение переориентировать промышленность на отечественное производство, взять курс на технологическую независимость и комплексное импортозамещение.

Современное состояние отрасли

Сейчас общий коммерческий парк авиационной техники в России составляет 2,346 тысяч единиц, в том числе 1,332 тысячи самолетов, 1,014 тысяч вертолетов. Количество самолетов гражданской и государственной авиации в 2022 г. составляло 60 единиц, в 2023 – 157, в 2024 – 178.

В настоящее время в России действует более 50 авиационных заводов разных производственных мощностей, в том числе 2 десятка крупных предприятий серийного производства. В военно-промышленном комплексе работает 215 авиационных предприятий и 150 научных организаций, большая часть которых находится в регионах Урала и Поволжья. Военная техника собирается на крупных промышленных авиабазах. Квалифицированные специалисты разрабатывают и проектируют будущие модели в конструкторских бюро Москвы и Таганрога.

Авиастроительные заводы расположены на отдалении от границ с другими государствами, обеспечены наличием дешевых ресурсов (алюминием, электроэнергией) и надежной безопасностью для населения регионов.

Структура авиационной промышленности состоит из производств:

  • различных типов пассажирских судов;
  • транспортных и боевых вертолетов;
  • истребителей, бомбардировщиков, военных транспортных, учебных боевых самолетов;
  • легких гражданских лайнеров для обеспечения безопасности, охраны, медицинских и деловых целей, поиска людей, спортивных мероприятий;
  • беспилотных летательных аппаратов (БПЛА);
  • двигателей, электронного оборудования.

Серийное производство и сроки ввода в эксплуатацию самолета МС-21 сдвинулись из-за прекращения поставок американского двигателя PW 1431G, который заменили на отечественную модель двигателя ПД-14. Испытания и дальнейшая эксплуатация показали, что лайнер, созданный по передовым технологиям, соответствует всем стандартам выполнения полетов. На него растет спрос в государствах СНГ и других дружественных странах. Конкурентоспособность этого самолета можно оценить, сравнив ключевые характеристики самолета известного мирового бренда:

марка самолета вместимость пассажиров средняя дальность полета с максимальной нагрузкой, км длина, м максимальная взлетная масса, т средняя скорость, км/ч диаметр фюзеляжа, м средняя стоимость, млн. $
МС-21 168 6200 38,05 75,905 870 4,06 93
Boeing 178 6102 39,47 80,605 842 3,75 111

Производство российского самолета Sukhoi Superjet также было задержано ввиду отсутствия необходимого оборудования, однако начали испытывать аналогичную, но новую модель Sj-100 с российским двигателем ПД-8. 

Российский авиапром занимает следующие позиции в мире:

  • по объему производства – 7-е место;
  • по выпуску финальной продукции – 3-е;
  • по поставкам военных самолетов – 2-е;
  • по поставкам вертолетов – 3-е место.

Авиастроение является фундаментом нашего государства в обеспечении оборонной и военно-политической сферы, важным фактором поддержания суверенитета страны.

Господдержка и перспективы развития

Авиационная промышленность в России стабильно развивается, ее экономика растет за счет новых инвестиционных вложений не только со стороны государственных, но и частных инвестиций, что способствует проведению инновационных разработок и новым технологическим открытиям. Это необходимо для повышения конкурентоспособности и опережения многих мировых конкурентов.

В связи с этим Правительство поставило задачи усилить инвестиции в научные и инновационные разработки, вывести отрасль на новый уровень развития, производить качественную и максимально удобную в использовании технику. В июне 2022 г. Правительством РФ была утверждена комплексная программа «Стратегия развития авиационной промышленности до 2030 г.». 

В августе 2023 года, по данным Минфина, власти выделили 223,5 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на реализацию транспортных и инфраструктурных проектов. Основная часть этих средств – 215 млрд руб. – направлена на проекты по развитию гражданской авиации и авиапрома.

В департаменте авиационной промышленности Минпромторга заявили, что на авиастроение и комплексную поддержку авиаотрасли в 2024-2026 годах потратят 107,9 млрд руб.

«Поставлена задача достичь к 2030 году в парке крупнейших авиаперевозчиков доли самолетов и вертолетов, произведенных в России, не менее 50 и 90 процентов соответственно», – заявила директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Анна Панина (цитата по «РИА Новости»).

В рамках программы к 2030 г. спрогнозировали показатели выпуска самолетов отечественного производства за год:

тип самолетов/показатели/год SSJ-NEW МС-21-310 ИЛ-114-300 ТУ-214 ИЛ-96-300 ТВРС-44 "Ладога" "Освей" (ЛМС-192) "Байкал" (ЛМС-901) Итого
вместительность (человек) 103 211 68 215 300 44 19 9  
2024       1 1       2
2025   9   4 2     5 20
2030 28 72 12 28 2 35 46 34 257

Всего к 2030 г. должно быть выпущено:

  • 142 единицы Sukhoi Superjet NEW:
  • 270 МС-21-310;
  • 70 единиц Ил-114-300;
  • 115 Ту-214:
  • 2 Ил-96-300.

Вертолетов марки «Ансат» к 2030 г. планируется выпустить 187 единиц, Ми-8МВТ – 1 212 единиц, общее число вертолетов должно составить 765 единиц.

Значительная часть продукции производится на экспорт в Индию, Египет, Индонезию и другие государства, основу которого составляют истребители Су-30, Су-35, МиГ-29, учебные боевые самолеты Як-130. Задачей на ближайшие годы является использование передовых технологий, модернизация уже существующих самолетов и разработка новых, экологически чистых, экономичных по расходу топлива и защищающих от шума воздушных судов.

Главные производители

Основные игроки рынка:

  • Компания «Авиасистемы Сухого» производит военные транспортные самолеты, истребители;
  • «Роствертол» в г. Ростов-на-Дону выпускает вертолеты Ми-26, Ми-28, Ми-35;
  • ПАО «Яковлев» (бывш. корпорация «Иркут») производит самолеты Су-30, МС-21, Як-130, Як-152;
  • ОДК «Климов» разрабатывает и производит газотурбинные установки;
  • Авиационный научно-технический комплекс в Таганроге выпускает самолеты-амфибии Бе-200;
  • Авиационный завод в г. Комсомольск-на-Амуре (Су-30, Су-35, Су-54, Sukhoi Superjet 100);
  • Авиационная компания «Прогресс» (вертолеты Ка-52);
  • Вертолетный завод в Казани (Ми-8, Ми-38, «Ансат»);
  • Улан-Удэнский вертолетный завод (Ми-8);
  • Омский завод гражданской авиации.

К списку можно добавить компании, которые также занимаются выпуском широкого спектра авиационной продукции: Новосибирский авиазавод, Воронежское АСО, Омское моторостроительное объединение, АО «Вертолеты России», Машиностроительный завод в Москве (лопасти и рулевые винты) и многие другие крупные государственные и небольшие частные предприятия.

Заключение

С большой долей оптимизма можно утверждать, что сегодня российская авиационная промышленность активно движется вперед. Ускоряется процесс вывода из эксплуатации иностранных судов и производство новой российской техники, растет экспортный потенциал. Правительство разработало ряд планов и программ развития важнейшей отрасли экономики. Активно налаживаются связи с иностранными партнерами и продвигается кооперация в области производства. Новые самолеты и другая авиатехника создается с усиленным уровнем безопасности и экологичности.

О проекте kemcsm.ru - все производители России

Наш сайт kemcsm.ru создан как каталог заводов - всех производителей России, чтобы упростить поиск необходимого производителя под ваши запросы. На ряду с контактной информацией и описанием деятельности, на сайте размещены пресс релизы, производимые товары, и новости от компаний. Благодаря нашей площадке, предприниматели смогут найти производителей интересующей продукции, выйти на прямую связь, обсудить заказ и договориться о поставке.