- Главная
- Публикации
- Промышленность
- Авиационная промышленность России
Российская авиационная промышленность имеет стратегическое значение в экономической и международной безопасности страны, находится на пороге новой эры своего развития. Инновационная и наукоемкая отрасль самолетостроения тесно связана с производством черных, цветных металлов и металлообработкой, энергетикой, электроникой, радиотехникой, топливной, химической и другими отраслями промышленности.
Предприятия авиапромышленности реализуют ряд проектов для военного и гражданского секторов. Бывший заместитель Министра транспорта Ю. Слюсарь отметил, что отрасль выполняет функцию «мультипликативного паровоза», который везет за собой другие отрасли и повышает ВВП страны, а президент России В.В. Путин назвал авиастроение важнейшим направлением, способным поднять конкурентоспособность отечественной экономики, и оценил ее в 1 трлн рублей. Но планы развития авиационной отрасли были вынуждены претерпеть глобальные изменения.
Влияние санкций и большие проблемы отрасли
Санкции блока НАТО и ЕС, введенные против России, негативно отразились на всю отрасль отечественной авиации. Большинство туристов стали опасаться вылетать за пределы России из-за малой вероятности благополучно вернуться, так как 27 стран закрыли свое воздушное пространство для российских авиакомпаний, иностранные участники договора лизинга требовали вернуть свои самолеты. В 2022 г. было арестовано 77 самолетов.
В связи с закрытием неба в аэропортах резко снизился пассажиропоток, что привело к отсутствию прибыли, авиаперевозчики были вынуждены сокращать парк воздушных лайнеров. Но самый большой удар отрасль получила от прекращения поставок систем и комплектующих для сборки самолетов. Был наложен запрет на покупку самолетов, двигателей и запчастей у официальных поставщиков.
Возникли и другие трудности:
- Нарушился технический оборот документов. Большое количество российских самолетов были попросту изъяты за рубежом, остальные были национализированы и переведены в другие реестры после замены бортовых номеров.
- Работа российских авиакомпаний была адаптирована под авиалайнеры Boeing и Airbus, но западные страны остановили поставки как самих моделей, так и запчастей к ним.
- Аэронавигационное обслуживание, программное обеспечение и предоставление информационных услуг для России предлагали компании Lido Flight Planning и Jeppesen, с прекращением их деятельности возникли большие сложности.
Отрасль удалось удержать на плаву благодаря параллельному импорту – поставками через посреднические компании и третьи страны. Но эти обстоятельства усложнили формирование новых цепочек поставок, увеличилось время получения необходимого оборудования, что повлияло на авиаперевозки и повышение стоимости билетов на авиарейсы. Из-за недостатка запчастей авиакомпании были вынуждены законсервировать часть воздушных судов на неопределенный срок.
Но все усилия Запада, направленные на нанесение ущерба российской авиационной промышленности, дали обратный эффект и стали толчком для ее самостоятельного развития.
Правительством РФ были приняты не имеющие примера в прошлом беспрецедентные меры по исправлению катастрофической ситуации и принято решение переориентировать промышленность на отечественное производство, взять курс на технологическую независимость и комплексное импортозамещение.
Современное состояние отрасли
Сейчас общий коммерческий парк авиационной техники в России составляет 2,346 тысяч единиц, в том числе 1,332 тысячи самолетов, 1,014 тысяч вертолетов. Количество самолетов гражданской и государственной авиации в 2022 г. составляло 60 единиц, в 2023 – 157, в 2024 – 178.
В настоящее время в России действует более 50 авиационных заводов разных производственных мощностей, в том числе 2 десятка крупных предприятий серийного производства. В военно-промышленном комплексе работает 215 авиационных предприятий и 150 научных организаций, большая часть которых находится в регионах Урала и Поволжья. Военная техника собирается на крупных промышленных авиабазах. Квалифицированные специалисты разрабатывают и проектируют будущие модели в конструкторских бюро Москвы и Таганрога.
Авиастроительные заводы расположены на отдалении от границ с другими государствами, обеспечены наличием дешевых ресурсов (алюминием, электроэнергией) и надежной безопасностью для населения регионов.
Структура авиационной промышленности состоит из производств:
- различных типов пассажирских судов;
- транспортных и боевых вертолетов;
- истребителей, бомбардировщиков, военных транспортных, учебных боевых самолетов;
- легких гражданских лайнеров для обеспечения безопасности, охраны, медицинских и деловых целей, поиска людей, спортивных мероприятий;
- беспилотных летательных аппаратов (БПЛА);
- двигателей, электронного оборудования.
Серийное производство и сроки ввода в эксплуатацию самолета МС-21 сдвинулись из-за прекращения поставок американского двигателя PW 1431G, который заменили на отечественную модель двигателя ПД-14. Испытания и дальнейшая эксплуатация показали, что лайнер, созданный по передовым технологиям, соответствует всем стандартам выполнения полетов. На него растет спрос в государствах СНГ и других дружественных странах. Конкурентоспособность этого самолета можно оценить, сравнив ключевые характеристики самолета известного мирового бренда:
марка самолета | вместимость пассажиров | средняя дальность полета с максимальной нагрузкой, км | длина, м | максимальная взлетная масса, т | средняя скорость, км/ч | диаметр фюзеляжа, м | средняя стоимость, млн. $ |
МС-21 | 168 | 6200 | 38,05 | 75,905 | 870 | 4,06 | 93 |
Boeing | 178 | 6102 | 39,47 | 80,605 | 842 | 3,75 | 111 |
Производство российского самолета Sukhoi Superjet также было задержано ввиду отсутствия необходимого оборудования, однако начали испытывать аналогичную, но новую модель Sj-100 с российским двигателем ПД-8.
Российский авиапром занимает следующие позиции в мире:
- по объему производства – 7-е место;
- по выпуску финальной продукции – 3-е;
- по поставкам военных самолетов – 2-е;
- по поставкам вертолетов – 3-е место.
Авиастроение является фундаментом нашего государства в обеспечении оборонной и военно-политической сферы, важным фактором поддержания суверенитета страны.
Господдержка и перспективы развития
Авиационная промышленность в России стабильно развивается, ее экономика растет за счет новых инвестиционных вложений не только со стороны государственных, но и частных инвестиций, что способствует проведению инновационных разработок и новым технологическим открытиям. Это необходимо для повышения конкурентоспособности и опережения многих мировых конкурентов.
В связи с этим Правительство поставило задачи усилить инвестиции в научные и инновационные разработки, вывести отрасль на новый уровень развития, производить качественную и максимально удобную в использовании технику. В июне 2022 г. Правительством РФ была утверждена комплексная программа «Стратегия развития авиационной промышленности до 2030 г.».
В августе 2023 года, по данным Минфина, власти выделили 223,5 млрд руб. из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на реализацию транспортных и инфраструктурных проектов. Основная часть этих средств – 215 млрд руб. – направлена на проекты по развитию гражданской авиации и авиапрома.
В департаменте авиационной промышленности Минпромторга заявили, что на авиастроение и комплексную поддержку авиаотрасли в 2024-2026 годах потратят 107,9 млрд руб.
«Поставлена задача достичь к 2030 году в парке крупнейших авиаперевозчиков доли самолетов и вертолетов, произведенных в России, не менее 50 и 90 процентов соответственно», – заявила директор департамента авиационной промышленности Минпромторга Анна Панина (цитата по «РИА Новости»).
В рамках программы к 2030 г. спрогнозировали показатели выпуска самолетов отечественного производства за год:
тип самолетов/показатели/год | SSJ-NEW | МС-21-310 | ИЛ-114-300 | ТУ-214 | ИЛ-96-300 | ТВРС-44 "Ладога" | "Освей" (ЛМС-192) | "Байкал" (ЛМС-901) | Итого |
вместительность (человек) | 103 | 211 | 68 | 215 | 300 | 44 | 19 | 9 | |
2024 | 1 | 1 | 2 | ||||||
2025 | 9 | 4 | 2 | 5 | 20 | ||||
2030 | 28 | 72 | 12 | 28 | 2 | 35 | 46 | 34 | 257 |
Всего к 2030 г. должно быть выпущено:
- 142 единицы Sukhoi Superjet NEW:
- 270 МС-21-310;
- 70 единиц Ил-114-300;
- 115 Ту-214:
- 2 Ил-96-300.
Вертолетов марки «Ансат» к 2030 г. планируется выпустить 187 единиц, Ми-8МВТ – 1 212 единиц, общее число вертолетов должно составить 765 единиц.
Значительная часть продукции производится на экспорт в Индию, Египет, Индонезию и другие государства, основу которого составляют истребители Су-30, Су-35, МиГ-29, учебные боевые самолеты Як-130. Задачей на ближайшие годы является использование передовых технологий, модернизация уже существующих самолетов и разработка новых, экологически чистых, экономичных по расходу топлива и защищающих от шума воздушных судов.
Главные производители
Основные игроки рынка:
- Компания «Авиасистемы Сухого» производит военные транспортные самолеты, истребители;
- «Роствертол» в г. Ростов-на-Дону выпускает вертолеты Ми-26, Ми-28, Ми-35;
- ПАО «Яковлев» (бывш. корпорация «Иркут») производит самолеты Су-30, МС-21, Як-130, Як-152;
- ОДК «Климов» разрабатывает и производит газотурбинные установки;
- Авиационный научно-технический комплекс в Таганроге выпускает самолеты-амфибии Бе-200;
- Авиационный завод в г. Комсомольск-на-Амуре (Су-30, Су-35, Су-54, Sukhoi Superjet 100);
- Авиационная компания «Прогресс» (вертолеты Ка-52);
- Вертолетный завод в Казани (Ми-8, Ми-38, «Ансат»);
- Улан-Удэнский вертолетный завод (Ми-8);
- Омский завод гражданской авиации.
К списку можно добавить компании, которые также занимаются выпуском широкого спектра авиационной продукции: Новосибирский авиазавод, Воронежское АСО, Омское моторостроительное объединение, АО «Вертолеты России», Машиностроительный завод в Москве (лопасти и рулевые винты) и многие другие крупные государственные и небольшие частные предприятия.
Заключение
С большой долей оптимизма можно утверждать, что сегодня российская авиационная промышленность активно движется вперед. Ускоряется процесс вывода из эксплуатации иностранных судов и производство новой российской техники, растет экспортный потенциал. Правительство разработало ряд планов и программ развития важнейшей отрасли экономики. Активно налаживаются связи с иностранными партнерами и продвигается кооперация в области производства. Новые самолеты и другая авиатехника создается с усиленным уровнем безопасности и экологичности.