- Главная
- Публикации
- Промышленность
- Автомобильная промышленность России
Одним из главных направлением российского машиностроения является автомобильная отрасль. Производство автомобилей представляет собой сложный технологический процесс, основанный на научных и инженерно-технических исследованиях, опытно-конструкторских работах, при участии обученных квалифицированных специалистов. Автомобилестроение тесно связано с производством автокомпонентов, моторов, станков и роботов.
Современное состояние отрасли
Автопром является капиталоемкой отраслью и производит легковые и грузовые автомобили, спецтехнику, применяемую в различных областях народного хозяйства и в целях обороны, автобусы, микроавтобусы.
В 2023 г. предприятия отрасли произвели более 720 тысяч автомобилей, что на 16% превысило показатель предыдущего года. За этот период продано 718 тысяч легковых и 103 тысячи грузовых автомобилей, 964 автобуса, половина этой автотехники была произведена в России. Спрос повысился благодаря автокредитам и лизингу.
На текущий год с целью покупки автомобильной техники гражданам государство выделило 113 млрд рублей. Производство автомобилей в России в 2023 г. оказалось в двойственном положении:
- на отрасль существенно повлияли санкции, введенные Западом в 2022 г., дефицит важных комплектующих из-за запрета их на ввоз из недружественных стран, задержка поставок из-за нарушения логистики;
- в то же время удалось не только выжить, сохранить непрерывность производства, но и увеличить объем выпуска и запустить несколько новых проектов благодаря китайским автоконцернам, активно занявшим ниши после ухода американских, японских и европейских производителей.
По итогу 2023 г. китайские модели составили более половины продаж от всего объема автомобилей. Расширилось число российских автомобильных брендов, ушли проблемы с поставками новых моделей и появились совместные российско-китайские проекты.
Экономические показатели
Ниже приведены экономические показатели отрасли:
- автомобильный рынок в 2023 г. вырос более чем на 40% и составил 1,4 трлн рублей;
- B2C (розничная продажа клиентам для личного пользования) выросла на 17%;
- реализация в сегменте B2G (для государственных организаций) составила сумму 8 млрд рублей;
- розничные цены на легковые автомобили повысились на 17%;
- в Приволжском федеральном округе произвели более 68% всей продукции.
Бренды автомобилей, выпускаемых в России
К ним относятся:
- АвтоВАЗ выпускает 3 модели бренда Lada – Lada Granta, Lada Vesta, Lada Niva.
- ГАЗ производит внедорожники под собственной маркой, микроавтобусы, фургоны, легкие грузовики, в народе называемые «буханками», автомобили UAZ Hunter и UAZ Patriot.
- ФГУП «НАМИ» в Москве и в г. Елабуга в республике Татарстан производятся автомобили представительского класса Aurus, предназначенные для первых лиц государства. Под брендом выпускаются седаны Senat и кроссоверы Komendant, на 70% состоят из российских компонентов. В перспективе выпуск микроавтобуса Arsenal.
- Компания Sollers производит пикап Sollers ST6, легкие грузовики Agro, фургоны и микроавтобусы Atlant. • Липецкий завод «Моторинвест» производит электроседаны Evolute i-Pro.
- Калининградский «Автотор» сотрудничает с китайскими брендами. На предприятии ведется сборка AC, SWM, JMC, Foton, Kaiyi модель Е5. Ещё компания готовиться к запуску электроавтомобилей.
- Завод «Москвич» заработал в конце 2022 г. На предприятии идет сборка одноименных автомобилей.
Проблемы отрасли
Введение санкций Западом привели к массовому отказу поставок компонентов от бывших зарубежных партнеров, прекращению финансирования инвесторами, отказу работы иностранных банков с автопромом, которые стали блокировать исходящие платежи. Из-за риска вторичных санкций прекратили сотрудничество и некоторые банки дружественных стран, прекратился экспорт. Все эти факторы негативно повлияли на выполнение производственных планов, снизили объем выпускаемой продукции – загрузка автозаводов снизилась до 30%, нарушили логистические цепочки.
Российские сборщики переориентировали свое взаимодействие с Запада на Восток, в частности, на Китай. Но замещение технологий и электронных компонентов с западных на китайские является лишь временной мерой, приводящей лишь к смене зависимости. Решением этой проблемы станет развитие отечественного автономного производства. Ситуацию усугубляло отсутствие собственных высоких технологий, недостаток производственной базы и утечка квалифицированных кадров. Приоритетной задачей государства в этой области является запуск производства электронных компонентов и создание условий для развития смежных отраслей, на что направлено огромное количество ресурсов.
Российским автомобильным заводам в условиях санкций пришлось быстро искать альтернативных поставщиков, заниматься разработкой оборудования и проведением испытаний. На иностранных производствах применялась система автоматизации поставок и контроля, ее временное отсутствие после ухода зарубежных производителей негативно отразилась на эффективности и производительности заводов. Не все предприятия были готовы работать с электронными системами. Но электронный товарооборот с 2024 г. стал обязательным для всех производителей, а коррекция политики компаний представляет довольно сложный процесс в условиях возникшего дефицита ключевых кадров.
Отключение России от системы SWIFT привело к блокировке практически всех транзакций, но выйти из положения помогли доверенные юридические лица в дружественных странах.
Меры господдержки
Финансирование
В 2024 г. для автомобильной промышленности от государства была заложена сумма 26,4 млрд рублей на льготные кредиты и лизинг (долгосрочную аренду с правом выкупа). На субсидирование скидок из этой суммы в первом квартале было направлено 19 млрд рублей. Льготы по автокредитам на сумму 10,6 млрд дали возможность реализовать 37,4 тысячи автомобилей. Сумма 8,4 млрд, предоставленная на лизинг, позволила реализовать 22,7 тысяч машин.
Общий объем финансирования отрасли в 2024 г., включая льготные кредиты, лизинг, закупки машин «скорой помощи», школьных автобусов и общественного транспорта, а также субсидирование продаж газомоторной техники, составил 44,5 млрд рублей. Планируется, что господдержка будет способствовать реализации более 114 тысяч единиц автотранспорта.
Меры для поддержки отрасли
Государством также разработан ряд мер для помощи отечественному автопрому, среди которых:
- снижение налоговой ставки с фонда оплаты труда (ФОТ) до 7,6% и кредитов;
- продление на 2024 г. отсрочки уплаты утилизационного сбора на автомобили российского производства;
- включение в законодательство требований к локализации такси, что позволит произвести с гарантией сбыта 50 тысяч автомобилей;
- мероприятия по защите внутреннего рынка;
- инвестиции и господдержка производств полного рабочего цикла (с высокой локализацией), обеспечивающих себе независимость от сырья и технологической поддержки, использующих местные компоненты;
- строительство на федеральных трассах и магистралях зарядных станций для электромобилей.
Перспективы отрасли
В автомобильной промышленности наращиваются объемы инвестиций для технического перевооружения крупных предприятий, стало развиваться производство базовых комплектующих и локализация производства основной продукции. Увеличилось финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ. Большое значение придается инвестициям для гигантов отечественного автопрома, которые осуществляют свою деятельность совместно с иностранными предприятиями или открывают собственные производства на территории страны и удовлетворяют спрос на легковые автомобили отечественных марок. Расширяется экспортный потенциал.
Минпромторг разработал Стратегию развития автомобильной промышленности до 2035 г., которая призвана возродить отрасль путем выпуска собственных электронных компонентов и систем, на что определена сумма капиталовложений 2,7 трлн рублей. Главная идея концепции заключается в создании технологического и технического суверенитета автопрома, обособленности РФ от мирового разделения труда, избавления от иностранных поставщиков и направление рынка сбыта в страны ЕАЭС, Азии, Африки, Латинской Америки.
Приоритетной задачей на будущее является удовлетворение потребностей россиян в качественных автомобилях, имеющих высокую конкурентоспособность на мировом рынке, достижение высокого уровня локализации и доли отечественного производства не меньше половины, обеспечение роста вклада отрасли в экономику страны. Поставлена задача защитить собственный рынок путем сокращения притока импортных авто и обеспечения ресурса для инвестиций, призванных повысить уровень локализации до 90%. Темпы ежегодного роста ВВП в отрасли планируется довести до 1,5%.
В документе сфокусировано внимание на производстве электромобилей, работающих на водородном топливе и автономизацию транспортных средств. Запланировано достичь доли рынка электромобилей 25% и расширить парк экологичного транспорта.
Заключение
Отрасль автомобилестроения преодолела все препятствия и вышла на динамичный уровень развития. Основным направлением инженерно-технического персонала является разработка и производство электронных систем и компонентов. Развитие отрасли повлечет за собой внедрение инновационных информационных технологий и программного обеспечения в металлургической промышленности, электротехнике и электронике, позволит масштабировать собственную компонентную базу. А к участию иностранных партнеров при создании совместных предприятий выдвигаются корректные требования по обладанию главным пакетом акций и правом собственности у российской стороны.