- Главная
- Публикации
- Промышленность
- Лёгкая промышленность России
Производством предметов массового потребления, в основном таких, как одежда и обувь, а также продукции технического и специального назначения для ряда отраслей народного хозяйства традиционно занимается лёгкая промышленность. Её технологические возможности позволяют выполнять первичную переработку сырья и выпускать готовую к употреблению продукцию.
Состояние отраслей лёгкой промышленности
Сегодня лёгкая промышленность России, насчитывающая в своём составе 22 тыс. предприятий и 292 тыс. работников переживает не самые лучшие времена. Причина столь удручающего явления лежит в жёсткой конкуренции мировых производителей, низкой покупательной способности россиян, разрыве ранее существующих экономических связей со среднеазиатскими странами и регионами.
За период с 2009 по 2019 год общий объём отраслевого производства вырос с 191 млрд. руб. до 520 млрд. рублей. Но за последние три года (2017-2019) он стабилизировался на уровне 8 млрд. долл. И это при том, что ёмкость внутреннего рынка страны оценивается в цифру порядка 3 трлн. руб. Понятно, что столь удобную нишу продаж заняли зарубежные производители.
Так, в течение 2018 года производство одежды и обуви на территории России в денежном выражении составило 430,9 млрд. руб., в то время как импортная составляющая доходила до 962 млрд. Мало того, по оценкам специалистов, объём контрафактной продукции на отечественном рынке оценивается в 700 млрд. руб. ежегодно.
По данным Минпромторга РФ среднемесячная заработная плата работников текстильной отрасли в 2019 году равнялась 25705 руб.; швейного сектора – 20 262 руб. Что существенно выше аналогичных показателей в странах Азии. Но при этом само количество работников значительно меньше. Для сравнения:
- Китай – 215 млн. человек.
- Россия – 292 тыс. человек.
За последние 25 лет вклад индустрии предметов массового потребления в бюджет государства снизился в 10 раз. Некоторые направления практически прекратили своё существование, а оставшиеся испытывают крайнюю степень физического износа оборудования, не имеющего перспектив замены у отечественных производителей. Да и планируемая государственная поддержка стремится всего лишь сохранить существующие объёмы производства.
Факторы размещения предприятий
Предприятия легкой промышленности испытывают большую потребность в сырье. Это в первую очередь сказывается на отраслях занимающихся первичной переработкой, имеющих низкий уровень выхода необходимых для работы материалов (при производстве шерсти и льна образуется значительное количество отходов); а также для направлений высокого уровня потребления исходных материалов (снова льняная промышленность). Первичным сырьём для кожевенного производства, являются отходы мясной промышленности, что обуславливает его привязку к мясоперерабатывающей отрасли.
Не менее важными факторами расположения предприятий лёгкой промышленности являются: близость конечного потребителя и наличие трудовых ресурсов достаточного квалификационного уровня. Перевозка готовых трикотажных изделий и обуви дело дорогостоящее. А повсеместное использование женского труда требует совмещений производств, использующих тяжёлую физическую работу (преимущественно мужскую) и предприятий лёгкой промышленности.
Особенности сырьевой базы
Сырьевая база России, имея огромный сельскохозяйственный и нефтегазовый потенциал, вполне могла бы обеспечить отрасль всеми необходимыми ресурсами. Но на данный момент такого не наблюдается.
Дело в том, что хлопчатник на территории нашей страны не выращивается, поэтому его приходится импортировать из стран Средней Азии:
- Азербайджана.
- Казахстана.
- Киргизии.
- Таджикистана.
- Туркмении.
- Узбекистана.
и дальнего зарубежья:
- Египта.
- Китая.
- Пакистана.
- Сирии.
- Судана.
Аналогично, производство кручёных изделий, типа веревки, каната, шпагата, в основном базируется на поставках джута и сизаля из Индии и Бангладеш, так отечественные площади выращивания конопли незначительны (Приволжский и Южный федеральный округ).
Кожевенное сырьё, вместо того чтобы использоваться на внутреннем рынке, значительной частью уходит на экспорт. Поэтому производители вынуждены закупать уже готовые полуфабрикаты, что совместно с всё возрастающими ценами на корма для животных и необходимые для их выращивания удобрения, приводит к росту себестоимости готовой продукции.
Тяжёлая ситуация и с поголовьем овец и коз, которого явно не достаточно для удовлетворения потребностей кожевенной промышленности. Мало того, за последнее время существенно сократилось количество племенного скота, дающего высококачественную шерсть. Вдобавок её выделка находится на низком технологическом уровне.
Единственным поставщиком отечественного растительного сырья для лёгкой промышленности является льноводство, испытывающее трудности вследствие сокращения посевов и уменьшения урожайности.
Более благоприятная ситуация с искусственными материалами, поставляемыми химической промышленностью, использующую продукцию газовой, каменноугольной и нефтяной промышленности.
Отраслевой состав
Текстильная
Отрасль, являющаяся старейшей специализацией России, большинство предприятий которой традиционно расположено в Центральном регионе, Санкт-Петербурге, Поволжье и на Северном Кавказе, включает в себя:
- льняную.
- трикотажную,
- пенько-джутовую
- хлопчатобумажную,
- шерстяную,
- шёлковую отрасли.
Основным видом продукции, изготовляемой текстильной индустрией являются ткани, использующиеся для нужд населения. Также в её ассортименте присутствует сырьё, поставляемое в обувную, швейную, пищевую и машиностроительные сферы.
Доля этой отрасли в общем объёме производства лёгкой промышленности достигает 70%. Фактически её производственные мощности можно разделить на две группы:
- Продукция массового потребления не отличающаяся высоким качеством и эстетичным внешним видом.
- Дорогие изделия, носящие характер моделей, выполненные высококвалифицированными специалистами на современном оборудовании.
Важнейшим фактором размещения текстильных предприятий является не сырьевая база и близость потребительского рынка, а наличие достаточного количества профессиональных трудовых ресурсов.
Швейная
Отрасль лёгкой промышленности занятая непосредственным производством готовых к употреблению изделий бытового и технического потребления, изготавливаемых из кожи, мехов, полотен тканей с применением отделочных материалов и фурнитуры.
Швейное направление текстильной промышленности всегда было ориентировано на отечественного покупателя, поэтому его предприятия имеются в любом регионе России. Кроме того, гораздо дешевле перевозить ткани, чем готовые изделия, подчас ориентированные на конкретного регионального потребителя.
Стандартный технологический процесс изготовления швейной продукции подразделяется на три этапа:
- Раскрой ткани по заранее спроектированной модели.
- Непосредственно шитьё, сопровождающееся рядом вспомогательных операций.
- Проверка готовых изделий службой технического контроля.
Несмотря на целый ряд объективных трудностей экономического плана, российским производителям удалось найти взаимовыгодную форму сотрудничества с иностранными партнёрами. Зарубежные компании предоставляют свои дизайнерские разработки, обещающие успешное освоение рынка, а также ткани импортного производства. Отечественные фабрики обладают хорошей технологической оснащённостью, значительным кадровым потенциалом и устойчивыми связями с российскими и западными потребителями.
Кожевенная
Старейшая традиционная отрасль, занимающаяся выделкой кожи животных и морских млекопитающих и дальнейшим её использованием для изготовления:
- Мягких и твёрдых сортов кожи. Первая применяется для пошива одежды, верхней части обувных изделий, а также в качестве материала при производстве изделий галантереи. Вторая используется в изготовлении нижних частей обуви.
- Хромовых изделий из кожи.
- Шорно-седельных товаров.
- Технических кожевенных материалов.
- Сопутствующих технологических материалов.
Кожевенное производство, имеющее в своей технологической основе три стадии обработки первичного материала:
- отмочка-обезволошивание;
- обеззоливание-мягчение, пикелевание, дубление;
- додубливание, крашение, жирование;
отличается рядом специфических особенностей, рассчитанных на массового потребителя, широкий ассортимент выпускаемой продукции, сезонность пикового спроса. Это заставляет её проявлять высокую мобильность, заниматься концентрацией и специализацией выпускаемой номенклатуры, расширять рынки сбыта и оперативно реагировать на модные тенденции.
Имеющаяся в стране животноводческая база вполне могла бы обеспечить отрасль достаточным количеством кожи. Однако значительная часть её уходит на экспорт, а заводам-изготовителям приходится приобретать импортные полуфабрикаты, существенно повышающие цену готового изделия. Тем не менее, кожевенная промышленность производит 1,7 пар любого вида обуви на душу населения, пользующуюся значительным спросом.
Обувная
Среднестатистическая потребность обуви в год на одного человека составляет 3 пары. Современное изготовление столь необходимого элемента повседневного употребления в значительной степени процесс автоматизированный. Хотя доля ручного труда пока остаётся существенной.
Российские обувные производители, общее количество которых подошло к отметке в 300 организаций, в 2018 году выпустили 120,3 млн. пар обуви. Это составляет 29,9% потребления. Остальная часть – импорт. Не стоит забывать и неучтённую контрафактную продукцию, против которой направлено Правительственное Постановление № 860 от 05.07. 2019 года, требующее полной идентификации всей обувной продукции.
В распоряжении современного члена цивилизованного общества находится 6 видов обувных изделий, предназначенных: для ношения в разные времена года, деловых и торжественных встреч, домашнего употребления и специального назначения: занятий спортом, туризм. Однако отечественные заводы и фабрики покрывают пока что только 10% внутренней потребности, оставляя столь значительную долю рынка всемирно известным брендам.
Меховая
Климат и география нашей страны таковы, что повседневная носка меховых изделий в холодный период года является жизненной необходимостью. Кроме того, Россия традиционно очень богата пушным зверем, давно ставшим объектом общенародного промысла.
На территории Российской Федерации работают свыше 250 отраслевых торгово-промышленных компаний. Однако их технологическая загрузка находится на уровне 30-40%, да и производят они в основном дешёвую продукцию невысокого качества, более всего рассчитанную на массового неприхотливого потребителя, не располагающего значительными финансовыми средствами на приобретение более дорогостоящих изделий. Это позволяет импортным производителям насыщать своими товарами до 60-70% рынка.
- не менее, продукция известных отечественных брендов, выпускающих высококачественную продукцию, широко представлена на зарубежном рынке. Особой популярностью пользуются традиционные норковые шубы и аксессуары, изготовленные из меха редких животных.
Галантерейная
Отрасль, отличающаяся очень широким ассортиментом изделий, как правило, небольших размеров. Множество заводов, фабрик выпускают на рынок предметы для ухода за телом, украшения для жилья или художественного оформления дизайна помещений.
В процессе производства галантерейных изделий используются:
- металлы,
- ткани,
- кожа,
- керамика,
- камень,
- пластмасса,
- нити.
Изготавливаемые в процессе механической обработки или швейных технологий мелкооптовые товары, пользуются большим спросом населения. О чём свидетельствует постоянный рост производства продукции. Кроме того, сама отрасль обладает рядом существенных преимуществ, она не требует больших капитальных затрат, достаточно мобильна и её продукция вполне доступна для населения.
Проблемы лёгкой промышленности
Лёгкая промышленность играет весьма важную роль в экономике России, её все объемлемая сфера распространения даёт возможность взять на себя миссию локомотива экономики страны. Однако на этом пути стоят серьёзные проблемы:
- Малые объёмы производства. По сравнению с СССР, этот показатель снизился в 10 раз. Что приводит к значительной доле импорта.
- Низкая техническая оснащённость и отсутствие опыта работы в рыночных условиях существенно снижают конкурентоспособность отечественной отрасли.
- Недостаточный контроль рынка, позволяющий наполнять его контрафактными изделиями.
- Отсутствие собственной сырьевой базы хлопчатника.
- Конкуренция со стороны европейских и азиатских производителей, обладающих серьёзными преимуществами: высоким уровнем технологий, удобными климатическими условиями, огромным потенциалом рабочей силы.
- Слабый уровень финансирования, объясняемый нежеланием банковского капитала делать вложения в длительную перспективу с нестабильным уровнем доходов.
Тенденции развития
Существующие на данный момент условия диктуют свой особый путь развития лёгкой промышленности, ориентированный на сложившиеся национальные традиции, существующую сырьевую базу и экономические возможности российских потребителей.
Для этого необходимо, прежде всего:
- Развивать и укреплять сырьевую базу. Эту благоприятствуют огромные, в значительной степени неиспользуемые территории и вековой опыт.
- Активней использовать новые синтетические материалы, полученные в результате переработки природных ресурсов: газа, нефти, каменного угля и других полезных ископаемых.
- Стимулировать разработку новых технологий, создание перспективных брендов. Также здесь необходимо активизировать сотрудничество с передовыми зарубежными фирмами.
- Обеспечить контроль рынка выпускаемой и потребляемой продукции, защитив экономику от недобросовестных поставщиков и производителей.
- Организовать государственно-финансовую поддержку инновационных технологий, широкой модернизации производственных мощностей, подготовки профессиональных кадров.
Многое на этом пути уже делается: появились первые посевы хлопчатника, развиваются профильные сельскохозяйственные направления, создаются совместные предприятия, повышается качество выпускаемой продукции. Но этого пока недостаточно. Требуется наращивать положительные тенденции, преодолевая существующие проблемы, с целью глубокого овладения отечественным рынком, а также выхода в лидеры мирового производства и экспорта товаров лёгкой промышленности.