- Главная
- Публикации
- Промышленность
- Сфера услуг в России
Человеку для жизни требуются не только пища, одежда и жилище, но и регулярное обслуживание. У него существуют потребности, которые требуют удовлетворения. А это в свою очередь, приводит к созданию сферы услуг.
Третичный сектор в России
Научный прогресс, дающий толчок к бурному развитию систем автоматизации и роботизации, высвобождает огромное количество персонала, всё больше находящего применение в третичном секторе экономики России. Он представляет собой не что иное, как сферу обслуживания, удовлетворяющую потребительские аспекты населения, осуществляющую взаимодействие хозяйствующих субъектов, предоставляющую услуги государственных органов управления, безопасности и правопорядка.
Создание на рубеже XX-го – XXI-го веков постиндустриального производства, способного при 30% занятости населения в первичном и вторичном секторе экономики, полностью удовлетворить потребности общества, вызвало стремительной рост третьей составляющей: сферы услуг. Причём она не только удовлетворяет потребности индивидуумов, но и является составной органической частью современного сельскохозяйственного и промышленного производства. Именно за счёт неё:
- создаются новые рабочие места,
- формируется значительная часть государственного бюджета,
- повышается качество жизни населения,
- решаются социально-бытовые проблемы.
Востребованность данной сферы возникла под воздействием новых социально-экономических факторов:
- ростом благосостояния,
- появлением большего количества свободного времени,
- доступом к информации,
- тенденцией к значительному улучшению качества жизни,
- демографическими изменениями,
- проблемами социального плана,
- значительным расширением спектра оказываемых услуг в области финансов, юриспруденции, медицины, строительства, ремонта, обучения,
- обеспечением безопасности,
- организацией туризма и отдыха.
Основные отрасли сферы услуг
Торговля
Торговля занимается куплей-продажей товаров и оказанием ряда услуг (преимущественно консультационного характера) покупателю. Согласно данным Росстата, общий объём розничных торговых операции в течение 2019 года составил 33 532,1 млрд. рублей, что свидетельствует об её постоянном росте на протяжении последних десятилетий.
Действительно, с началом политических преобразований в конце прошлого века на территории России, именно этот вид деятельности стал переживать настоящий бум. Значительно увеличилось количество торговых точек, возникли сетевые компании, появилось множество супер- и гипермаркетов, развилась торговля с помощью интернета.
В свою очередь это вызвало активность в сфере рекламы, развитие отраслевого маркетинга, расширение международных связей и дало толчок к значительному увеличению перевозок. Сегодня, организованная купля-продажа позволяет:
- Регулировать баланс между спросом и предложением.
- Доставлять товар потребителю.
- Организовывать товарно-денежное обращение.
- Осуществлять государственный контроль.
- Проводить исследования и анализ рынка.
Дополнительно, с помощью торговых операций осуществляется распределение потоков товаров в цепи отпово-розничных взаимоотношений, и налаживаются экономические связи с зарубежными партнёрами.
Транспорт
Одно из наиболее востребованных направлений сферы услуг, получившие широкое развитие в связи с огромными пространствами и географическими особенностями нашей страны. Транспортная сеть России включает в себя:
- больше 1,5 млн. км автомобильных дорог;
- 600 тыс. км внутреннего авиасообщения
- 121 тыс. км железнодорожных путей;
- почти 260 тыс. км трубопроводов;
- 101,5 тыс. км судоходных путей;
- 582 км путей метрополитенов.
Понятно, что столь гигантская сеть позволяет осуществлять триллионы тонно-километров грузооборота (5,6691 в 2019 году) и наладить поток в миллиарды пассажиро-километров (531,9 в 2018 году). Причём выполнять перевозки приходится в любое время года и при неблагоприятных погодных условиях. С этой сложной задачей справляются только железнодорожный и трубопроводный виды транспорта, остальные, вследствие ряда факторов природно-климатического свойства, могут выполнять свои функции лишь в строго определённое время года.
Телекоммуникации
Телекоммуникация – быстроразвивающаяся и наиболее перспективная сфера услуг, способная передавать информацию на значительные расстояния по кабельным и радиотехническим линиям связи.
Современный уровень взаимоотношений, требует формирования, обработки, передачи и получения огромных объёмов информации. Данная проблема решается с помощью организационных мероприятий, технических средств, программного обеспечения.
Благодаря развитию науки и техники, конец II-го тысячелетия ознаменовался добавлением к традиционным средствам передачи данных: почте, печати, телеграфу и телефону, радио и телевидению, – интернета и сотовой связи.
Интересно, что общее количество абонентов сотовой связи на территории России, услуги которой в настоящее время предоставляют: МТС, ВымпелКом, МегаФон, Tele2, на первое полугодие 2019 года составляющее 260,647 млн. лиц, значительно превышает население страны. Возможно, причиной этого служит её доступность, обеспеченная самыми низкими тарифами во всём мировом информационном пространстве.
Общее количество российских пользователей интернета на 2019 год достигло цифры 109,6 млн. абонентов (уровень проникновения находится на отметке в 76%). Причём абсолютное большинство из них (86%) посещают этот информационный ресурс ежедневно.
Кроме того, согласно данным 2018 года:
- 25,8 млн. россиян являются абонентами фиксированной телефонной связи;
- 34,9 млн. имеют широкополосный доступ в интернет;
- 27,4 млн. пользуются услугами телевидения в качестве абонентов.
Общая финансовая выручка телекоммуникационных компаний составила по итогам года: 1,636 млрд. руб.
Финансы
Финансы на протяжении столетий выполняют функцию платёжной системы в процессе различных взаимоотношений в обществе. Современная финансовая система Российской Федерации включает в себя: госбюджет, разнообразные фонды, систему кредитования, систему страхования и непосредственно финансовые средства. Общая численность работников финансовой сферы превышает 1 млн. человек.
Единую финансовую политику нашей страны при взаимодействии с государственными органами осуществляет Банк России, а непосредственные банковские операции с юридическими и физическими лицами осуществляют коммерческие банки.
Денежной единицей нашего государства является российский рубль – одна из старейших национальных валют в мире. С его помощью выполняются финансовые расчёты в системе товарно-денежных отношений, оплачивается выполненная работа, производятся накопления.
Финансы России к окончанию 2019 года составляют:
- Золотовалютный резерв – 554,395 млрд. долл.
- Фонд Национального Благосостояния – 7 трлн. 773,62 млрд. руб. или 125,56 млрд. долл.
- Внешний долг – 481,473 млрд. долл.
- Внутренний долг – 10 трлн. 171,93 млрд. руб.
- Профицит бюджета – 1 трлн. 967,6 млрд. руб. Что составляет: 1,8 ВВП.
Туризм
Россия обладает колоссальным потенциалом для развития туризма, существенная часть которого уже используется.
Так по данным Пограничной службы ФСБ РФ, количество иностранных граждан, посетивших нашу страну в 2019 году, составило 32,9 млн. человек, из них 5,1 млн. приехали с туристическими целями. Что привело к увеличению туристического потока на 20,5%.
По данным этого же ведомства, количество россиян, побывавших за границей в том же году, превысило 48 млн. человек. Анализируя места их пребывания, можно с уверенностью констатировать, что значительная часть этого потока ездила отдыхать в тёплые приморские страны.
Понятно, что столь широкий поток приезжающих иностранцев и выезжающих соотечественников составляет одно из важнейших направлений сферы услуг. Согласно информации Росстата в 2018 году количество туристических фирм составляло 13674 единицы, а число реализованных ими турпакетов превысило 4,5 млн. шт. на сумму 303,738 млрд. руб.
Туристическая сфера России всегда может предложить своим клиентам посещение свыше 100 курортов расположенных:
- в Крыму,
- на Черноморском побережье Кавказа,
- в Кавказских Минеральных Водах,
- на побережьях Азовского, Балтийского, Каспийского, Японского морей,
- по берегам рек и озёр,
- в горах,
- на Алтае, Кольском полуострове, Камчатке, Сахалине.
Весьма привлекательными объектами посещения являются: Москва, Санкт-Петербург, Казань, города Золотого кольца России, речные круизы, озеро Байкал и огромное множество интереснейших исторических и географических достопримечательностей нашей страны. Вдобавок, РФ проводит у себя целый ряд крупнейших международных спортивных соревнований, организует множество культурных мероприятий мирового значения.
Социальная сфера
В основном социальная сфера на территории России представлена системой образования и здравоохранения.
16 млн. школьников, 1 млн. учителей, 7 млн. студентов (4 161 700 – в системе вузов, 2 995 800 – в системе среднего профессионального образования) начинали процесс обучения в 2019 году с целью освоения 3,326 трлн. рублей. Количество выпускников в этом же году составило:
- 710 700 человек со средним профессиональным образованием,
- 933 200 с высшим образованием.
Уровень здравоохранения РФ можно оценить по следующим показателям 2019 года:
- Больниц – 5200.
- Больничных коек – 1 124 000.
- Амбулаторно-поликлинических учреждений – 21 400 000.
- Врачей различных специальностей – 714 100,
- Расходы – 3,4 трлн. руб. (3,2 ВВП). 53 место в мире.
- Продолжительность жизни – 71,2 года.
Основные тенденции развития сферы услуг в России
Развитие сферы услуг в России на данном этапе общественного развития находится под воздействием целого ряда положительных и отрицательных тенденций.
С одной стороны, с началом рыночных реформ, сопровождающихся процессом приватизации, появилась отличная возможность резкого расширения сферы услуг. Что и привело к увеличению количества занятого населения и росту её доли в ВВП.
С другой стороны – первоначальный импульс наткнулся на жесточайшую конкуренцию со стороны ведущих экономических держав ощутивших, появление нового рынка сбыта. Плюс к этому добавилась забюрократизированность самого процесса становления отрасли и отсутствие государственной поддержки должного уровня. Кроме того, значительную роль играет фактор получения инвестиций.
Простой анализ показывает устойчивую динамику роста тех направлений, которые изначально имели хорошую материальную базу, традиционно налаженные связи, высокий уровень потребности и не требовали существенного финансирования. Свой отпечаток на это наложило ранее полученное профессиональное образование и освоенные навыки.
В результате на первые позиции вышли:
- торговля,
- кредитование,
- репетиторство,
- услуги, связанные с косметической деятельностью, физической культурой, мало затратной медициной, оказание всякого рода консультаций,
- информационные технологии,
- автосервис,
- ремонт,
- туризм.
Очевидно, что этот первый этап вскоре достигнет стадии насыщения, вследствие некоторого превышения предложения над спросом, конкуренции и нежелания потребителей довольствоваться отсутствием разнообразия и низким качеством обслуживания, усугубляющимся отсутствием каких-либо гарантий.
На смену ему придут новые, более крупные игроки, имеющие значительные возможности для захвата рынка и осуществляющие долговременную политику. Их роль будет заключаться в некоторой стабилизации и налаживании отношений с органами власти, снижении уровня экономических рисков (СРО), а также организации высокой степени специализации и надёжности. Вполне возможно, что это будут первоначальные участники процесса оказания услуг, должным образом интегрированные в оптимальные структуры.
Постепенно к ним добавятся наиболее сильные в экономическом отношении системы, сумевшие объединить в единую интеграционную цепь передовые научные кадры, значительные инвестиции (госзаказы и банковский капитал), а также профессиональный менеджмент и отлично организованный маркетинг. Именно они возьмут на себя миссию оказания высокотехнологичных услуг для ряда фирм и производственных предприятий, с целью создания инновационных технологий, позволяющих занять лидирующие позиции в мировой экономике.