- Главная
- Публикации
- Промышленность
- Судостроение России: текущее состояние, проблемы и перспективы развития
В настоящее время российская судостроительная промышленность находится в фазе активного развития. На воду спускаются корабли военного назначения, теплоходы, грузовые суда, пассажирские лайнеры, ледоколы, научно-исследовательские и рыбопромысловые плавучие объекты, спортивные и прогулочные катера. Судостроение стимулирует развитие металлургической отрасли, производство электроники, электрооборудования и других смежных отраслей.
Особенности и состав отрасли судостроения
Наукоемкая судостроительная отрасль отличается характерными особенностями:
- высокой технологической сложностью и капиталоемкостью конечной продукции;
- длительностью разработки, строительства и эксплуатации судов;
- низкой серийностью производства.
Строительство военных судов укрепляет оборонную позицию и промышленный потенциал страны. Исторически российское судостроение ориентировалось на производство военных судов, в настоящее время эта тенденция сохраняется и приумножается, хотя сейчас успешно развивается строительство гражданских судов.
Отрасль состоит из промышленных предприятий:
- судостроительных верфей и заводов со специализированными цехами;
- судоремонтных и судосборочных заводов;
- сдаточных баз;
- научно-исследовательских организаций;
- проектно-конструкторских бюро;
- других интегрированных структур.
На данный период времени в отрасли задействовано 86 судостроительных компаний, 107 проектно-конструкторских бюро, 136 судостроительных и судоремонтных заводов, 647 подрядных предприятий, 94 завода судового машиностроения, 180 научно-технических организации, 78 управляющих компаний, средние и малые судостроительные предприятия.
Факторы развития судостроения в России
Береговая линия страны с самой большой территорией насчитывает 44 тысячи км и длину внутренних водных путей 100 тысяч км. Этот фактор благоприятно влияет на успешное функционирование и дальнейшее развитие судостроительной отрасли. По морским путям осуществляется значительная доля внешней торговли (по разным источникам от 70 до 90% от общего объема), что имеет важное значение для развития отрасли и экономики страны в целом.
Успешное функционирование отрасли зависит от уровня мирового технического прогресса, изменения курса валют, уровня дохода потребителей, кредитной политики, спроса на продукцию и других внешних факторов.
Как работала отрасль до введения санкций
Корабли создаются из специализированного оборудования, комплектующих, прочных и качественных материалов. На протяжении многих лет компании иностранных производителей для российской судостроительной отрасли поставляли:
- процессоры и двигатели большой мощности;
- навигационные системы;
- силовые установки;
- палубную и крановую технику и другие технологически сложные детали.
В условиях мировой глобальной экономики РФ закупала более 80% комплектующих для судов и ремонтировала технику в других странах. Хотя вопрос импортозамещения решался еще в 2019 г., когда Правительство приняло Стратегию развития судостроительной отрасли до 2035 г, в которой отмечалось осуществление закупок импортного оборудования только в случае отсутствия производства российских аналогов.
В марте 2022 г. против крупных судостроительных предприятий РФ странами ЕС были введены блокирующие санкции, большинство верфей Европы были вынуждены отказаться от работы с российскими производителями и контрагентами. Перед отраслью нависла ключевая проблема: как обеспечить строительство судов необходимым оборудованием. Не хватало дизельных двигателей, винтовых рулевых колонок, якорного, швартового и другого оборудования, остро возникла необходимость производства отечественных комплектующих.
Единственное военное направление российского судостроения развивалось без участия зарубежных разработчиков и производителей, поэтому у отечественных инженеров и конструкторов имелись собственные технические и технологические проекты и наработки, что гарантировало возможность сохранения производственных мощностей для развития гражданского флота и перезагрузки предприятий.
Современное состояние
Судостроение является одной из отраслей экономики, на его долю приходится 1% ВВП. Влияние санкций за последние 2 года изменили систему управления компаниями отрасли, привели к смене руководства и способствовали большому подъему производства. Если в период 2019-2022 г. было построено 600 судов разного назначения, то только в первом квартале 2023 г. количество строящихся кораблей было уже 530.
Всего за 2023 г. российские верфи построили 367 единиц разных типов кораблей, 108 крупных гражданских судов, в числе которых 18 пассажирских. По суммарному тоннажу в 2023 г. структура производства выглядела следующим образом:
- из общего объема судов танкеров было построено 78%;
- по 5% пассажирских, рыболовных судов и подводных лодок;
- 4% составили ледоколы;
- 3% – сухогрузы.
К общему объему было добавлено 13 кораблей для добычи, хранения и транспортировки нефти из Китая, 3 – из Южной Кореи.
Основные производители
Сейчас отрасль насчитывает более 1200 предприятий, основные из них находятся в Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Северодвинске, Астрахани. Расположение судостроительных заводов по федеральным округам:
в Северо-Западном находится 57% предприятий;
- 39% – в Южном;
- 25% – в Дальневосточном;
- 27% – в Приволжском;
- 21% – Центральном;
- 12% – Сибирском;
- 7% – в Уральском ФО.
Строительством военных и гражданских судов из всего количества предприятий занимаются 188 специализированных отраслевых заводов, самые крупные из них:
- «Красное Сормово»;
- Центр судоремонта «Звездочка»;
- «Балтийский судостроительный завод»;
- Судостроительная компания «Алмаз»;
- «Северная верфь»;
- Центр судоремонта «Дальзавод»;
- «Азовская судоверфь»;
- «Адмиралтейские верфи»;
- Севастопольский завод им. С. Орджоникидзе;
- «Амурский судостроительный завод»;
- Онежский завод;
- «Эмпериум»;
- «Лотос»;
- «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод».
Более 40 крупных предприятий и организаций, расположенных в 17 городах России, входят в состав АО «Объединенная судостроительная корпорация» и выпускают 80% от всего объема продукции.
Господдержка
Строительство военных судов для обороны страны занимает 75% от общего объема производства и финансируется государством. В 2023 г. суммарный размер инвестиций в отрасль составил 1 трлн рублей, в том числе:
- на поддержание отечественного флота выделено 65 млрд;
- на программу лизинга гражданских судов – 27 млрд;
- на создание и внедрение судового оборудования – 15 млрд;
- на строительство крупнотоннажных судов – 8,7 млрд;
- на модернизацию мощностей предприятий гражданского судостроения – 6,5 млрд;
- на возмещение части затрат на строительство рыбопромысловых судов – 6 млрд.
Кроме того, государством были выделены субсидии предприятиям и организациям отрасли на возмещение части затрат:
- по уплате процентов по выданным кредитам и лизинговым платежам по договору лизинга;
- на строительство рыбопромысловых и крупнотоннажных судов.
Также произошел разворот поставок необходимых комплектующих в сторону дружественных стран и принята директива по производству ключевого оборудования на территории России. На предприятиях стали разрабатывать и создавать отечественные современные навигационные системы, энергетические установки, технически сложные механизмы, что способствовало обеспечению суверенитета стратегически важной отрасли и независимости от внешних факторов.
Перспективы развития отрасли
В 2024 г. Военно-морской флот России пополнит еще 40 кораблей. В стадии строительства находится 985 судов разного назначения, их общая стоимость в 5,52 трлн рублей.
В России быстро отреагировали на запреты западных стран и приняли ответные действия на всевозможные ограничения в плане поставок комплектующих и ремонта судов. При поддержке государства отечественные верфи еще до введения санкций искали способы замены импортной продукции.
Приоритетным направлением отрасли стала реализация ее потенциала, достижение максимальной независимости от импорта и создание качественной современной продукции. К 2035 г., согласно Стратегии развития судостроительной промышленности, принятой распоряжением Правительства РФ № 2553-р, до 2035 г. планируется загрузить 80% основных производственных фондов, в 2,3 раза увеличить объем производства и в 2,5 раза повысить производительность труда. Долю отечественных гражданских судов планируется довести до 75%.
Заключение
Введенные санкции дали стимул для развития российского судостроения. Из-за большой зависимости от импортного оборудования государством были выделены огромные средства для обеспечения производства российскими комплектующими и разработки собственных технологий. Отрасль преодолела все трудности и перешла на импортозамещение. В достаточно сжатые сроки реализовались мероприятия по обновлению рыболовных и гражданских судов, строительству кораблей нового типа с использованием отечественных технических узлов. Сложившаяся сложная геополитическая обстановка дала толчок к снижению зависимости от внешних факторов и развитию судостроительной промышленности для удовлетворения внутреннего спроса отраслевой продукцией и наращиванию экспортного вектора.